ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ российский педагог
Шаталов как-то раз сравнил среду,в которой
проходит детство, юность,да,наверное,по
большому счету вся жизнь человека,с огу-
речным рассолом: попадешь в него и хо-
чешь-не хочешь станешь соленым. Как же
много в судьбе каждого из нас зависит от то-
го, в какой "рассол" попадем: в какой семье
росли, в какой школе учились. И как же это
важно,чтобы уровень воспитания и препода-
вания соответствовал духу времени. Какие
люди нужны современному обществу? Оче-
видно, они должны быть не просто образо-
ванными, исполнительными, но и самостоя-
тельными, способными к саморазвитию, ус-
пешными. Легко сказать, нужны, а что пред-
принять школе для того,чтобы воспитать со-
временного человека?
Сейчас, когда мы располагаем програм-
мой,нацеленной на решение этой ответст-
веннейшей задачи, задаю себе вопрос, а
смогли бы мы, руководители,педагоги шко-
лы,выбрать правильную стратегию и тактику
в работе по модернизации всех направлений
учебного процесса, если бы не поддержка
родителей? Вряд ли. По сути дела,в основе
многих наших достижений - инициатива,эн-
тузиазм мам и пап,бабушек и дедушек,кото-
рые отдают себе отчет в том,что без их по-
мощи современной школе ну никак не обой-
тись. И это тоже примета времени.
Никогда не забуду 1998 год -первый год
моего директорствания. Обвал рубля, де-
нег у школы кот наплакал. Кабинеты, классы,
коридоры, туалеты в плачевном состоянии,
копьютерной техники в обрез. это с одной
стороны.А с другой...И учителя,и родители
понимали, так жить нельзя, как говорится,
спасение утопающих - дело рук самих утопа-
ющих. И вот первый важный шаг к "спасе-
нию" - создана инициативная группа родите
лей, которая в 1999 году выросла в общест-
венную организацию "Объединение граждан
в поддержку образования". У нее свой устав,
правление, и ,что немаловажно, она зареги-
стрирована в Минюсте. Вместе с админист-
рацией школы эта организация (она объеди-
нила не только мам и пап, но и педагогов)
взялась за решение самых насущных проб-
лем, в том числе и финансовых. Бюджетных
средств катастрофически не хватало. На
первые денежные взносы родителей был от-
ремонтирован один из туалетов, затем обно-
вили залы читальный и спортивный, потом
представители организации обратились за
поддержкой к депутатам, власть имущим. И
они помогли. Помогли, думаю, прежде всего
потому, что увидели: те, кто просит, не сидят
сложа руки.
|
|
Но самую мощную поддержку нашли у руко-
водства Горьковского автомобильного.Кстати,
в большой степени именно внедрение на
ГАЗе новой производственной системы по-
служило для нас толчком к поиску путей со-
вершенствования системы образования.
А.Г.Баранцевым была подписана пятилетняя
программа реконструкции лицея- первой шко-
лы Автозаводского района, которой в начале
будущего года исполняется 75 лет. Все свои
обещания руководство ГАЗа выполнило.
Чудо - "дерево"
вырастили педагоги и родители учащихся одного из лучших учебных заведений России, где работают лауреаты премии Нижнего Новгорода-2006
|
Обновлялись не только помещения школы,
образно выражаясь, обновлялись и мы, педа-
гоги, руководители. Ну а как же иначе? Разве
можно сравнить требования, которые предъ-
являлись к учителям, администрации еще лет
16 назад и сейчас? Разве в доперестроечные
времена болела голова у директора,к примеру,
по поводу земельного налога?
В наше время руководитель любого учебного
заведения должен быть не только хорошим
педагогом, но и обладать юридическими, эко-
номическими знаниями. А учитель...
Да разве будет он пользоваться авторитетом
у детей,если не умеет,например,работать на
компьютере? Многие из нас учились в НИРО,
в учебном центре ОАО "ГАЗ",в академии по-
вышения квалификации педагогических ра-
ботников.Пять лет назад мне удалось выиг-
рать конкурс на право участвовать в прог-
рамме профессионального обмена России и
США.Появилась возможность изучить опыт
работы этой страны. Благодаря интерсвязи
изучили и опыт работы лучших школ России,
а также федеральную, региональную,город-
ские программы развития единой информа-
ционно-педагогической среды. Выбирая пути
развития школы,советовались с родителями,
а с их помощью узнавали мнение учеников.
Консультировали нас специалисты НИРО.
Вот всю эту разнообразную информацию
я бы назвал кирпичиками, которые не свалили-
в одну кучу. Мы постарались возвести из них
современное "здание" школы,по-
читаемой не за старые заслуги.
Программу развития лицея пред-
ставили в виде дерева.Его корни -
подпрограммы. Реализация неко-
торых из них направлена на созда-
ние благоприятных обстоятельств
для успешной учебы: это такие
подпрограммы, как "Безопас-
ность", "Здоровье", Комфортные условия".
Возьмите любую из них: в каждой конкрет-
ные задачи и дела. То же самое можно ска-
зать и о подпрограммах, отражающих преоб-
разования в содержании, методах обучения.
Вот скажем, модернизация образования,ин-
форматизация - это не только использова-
ние новых технических средств в учебном
процессе, но и новых альтернативных видов
образовательной деятельности. Вспоминаю
сейчас одно из мартовских заседаний педсо-
вета. Речь шла об эффективности такого ме-
тода, как работа учащихся над проектами.
Преимущества его очевидны: у ребят боль-
шие возможности для творчества, приобре-
тения навыков самостоятельного добывания
материала, а учитель выступает не в роли на-
ставника, обучающего по принципу "делай,
как я". Нет, он ученику помощник, партнер.
|
|
Согласитесь
бывает, что уровень работы школы по вне-
дрению новых технологий в процессе препо-
давания оценивается по числу компьютеров.
А ведь их можно назвать "железками", если к
ним не приложить мозги. Если говорить о
нашем лицее, то, безусловно, второе дыха-
ние у него открылось благодаря системному
использованию компьютеров. Благодаря од-
ной из московских фирм специальными про-
граммами обеспечены не только директор,
учителя. ученики,но и библиотека, бухгалте-
рия. Словом. информация обо всех сторонах
жизни школы. можно сказать, разложена по
полочкам. К любой из них можно "подойти" и
получить исчерпывающую информацию по
интересующему вопросу.
По сути дела, все звенья нашей программы
работают на построение новых моделей уче-
ка и учителя, то есть на подготовку лично-
стей, отвечающих новым современным пре-
бованиям, на создание новых моделей упра-
вления школой и соуправления ею с родите-
лями. Мы, администрация, педагоги, и они,
мамы и папы,-партнеры, союзники в созда-
нии той самой среды, приготовлении того
самого чудо-"рассола", побывав в котором
дети обретут вкус к жизни, будут востребова-
ны обществом.
Л.Авербух
директор лицея №36.
P.S. Уважаемые мамы и папы, педагоги,
юные автозаводцы. если вам захочется
побольше узнать о лицее №36, который
считается одним из лучших учебных заведе-
ний России, загляните на наш сайт
www.lic36.narod.ru
|